Для историков культуры традиции керамического искусства стали своеобразным «зеркалом», отражающим ключевые события Великой Степи, а исконными центрами гончарного дела и керамического искусства стали регионы Южного Казахстана.
Исследуя, состав самых разнообразных глиняных черепков археологи реконструируют не только технологические особенности изготовления, но и состав глиняной массы. В одних регионах она может содержать раковины (приаральский регион), а в других: песок, шерсть или шамот.
Гончарное дело Казахстана, развиваясь активно воспринимало все новшества ремесла, а лучшие образцы керамики попадали в страну благодаря Великому Шелковому пути. Специалисты говорят о иранском, китайском и даже японском влиянии на местную керамику. Таким образом, мастера стремились создавать не только практичные, но и привлекательные изделия, окрашивая их в разные цвета и покрывая глазурью.
Это ремесло в тюркскую эпоху наибольшее распространение получило в южном и юго-западном регионах. На изделиях этих регионов ощущается сильное влияние поливной керамики Центральной Азии. Исторические хроники описывают цветущие древние казахстанские города, а их археологические исследования выявили целые кварталы гончаров и ремесленных мастерских.
Постепенно, с течением времени сформировались отрарская, таразская и туркестанские средневековые школы керамики, которые отличались самобытным стилем, известным далеко за пределами Степи. К примеру, мастера таразской школы часто использовали метод граффито в поливной керамике, который был широко распространен в раннеисламском искусстве Ближнего Востока.
При археологических исследования Отрарского оазиса обнаружено огромное количество всевозможной керамической посуды – сосудов, кувшинов, блюд, чаш и т.д., покрытых тонкой зеленой и голубой глазурью, которые орнаментированы зооморфным, геометрическим и растительными узорами. Специалисты до сих пор не могут разгадать секреты изготовления некоторых видов глазури, например, голубой.
В XV веке преобладающим стал «тимуридский стиль». Его прежде всего отличает особый колорит, который придавался благодаря оттенкам кобальта на белом ангобе, а сверху наносили сине-бирюзовую поливную глазурь. Позднее, в следующий век (XVI в.) керамику стали расписывать уже тремя цветами, но, по-прежнему были сильны и традиции кобальтовых узоров на белом ангобе. Орнаментация стала наноситься не только на явную видимую поверхность изделий, но и на дно сосудов. Преобладающими стали растительные мотивы, особенно мотивы виноградных лоз и побегов, цветочных кустов, веточек с листьями и цветами и т.д. В свою очередь, здесь геометрические мотивы не столь популярны как раньше.
В развитое средневековье формируется одна из ярких и самобытных школ казахстанской керамики – туркестанская. Город Ясы (Туркестан) стал крупным центром гончарного производства. Здесь мастера изготавливали глазурованную и неглазурованную керамику в достаточно крупных объемах. При раскопках города также обнаружены целые кварталы гончаров с печами большой производственной мощью. Туркестанская глазурованная керамика в своей массе характеризуется сине-зеленным колоритом, встречаются и образцы уникальной и эффектной желтофонной керамики.
К XVII веку гончары стали отказываться от кобальтовых росписей, на их смену приходит темно-коричневый марганец на белой глазури. Постепенно стала превалировать зеленая роспись на желтой глазури. Вероятнее всего, этот процесс связан с ослаблением торговли по трассе Великого Шелкового пути и дороговизной кобальта.
При всей каноничности композиционных приемов, выработанных в лоне общего среднеазиатского стиля – зонный и концентрический принцип орнаментального декора туркестанские мастера варьировали различными способами оформления поверхности изделия. Например, если в одном случае композиция может заполнять всю поверхность, то в других только определенные участки – борта. В целом, композиция может размещаться центрировано, членить поверхность на части и др.
Разумеется, что декор зависит от формы и назначения изделия и обусловлен уровнем мастерства и творческого воображения гончара. Орнамент как правило, наносился на значительную поверхность изделия, но не поглощал собой всю форму. Немаловажную роль в орнаменте керамических изделий имеют магические и ритуальные смыслообразы орнаментальных узоров. На стенах старинных изделий можно встретить даже метки авторства конкретного мастера (именные печати).
Осложнение политической, социальной и экономической обстановки в Казахстане в XVIII в. привело к угасанию традиций гончарного дела в его исконных центрах. Наблюдается своеобразный перенос культурных магистралей с юга на север, что в конечном счете привело к резкому ухудшению качества обжига и упрощению росписи. Стала исчезать пластика, тонкий вкус и особый колорит местной керамики. Другой причиной регресса местного производства стал ввоз в огромном объеме российской керамики и, в целом местный рынок стал активно насыщаться импортным товаром. Это в конечном счете привело к вытеснению с рынка продукции местных мастеров. С такой конкуренцией местные производители, к сожалению, не справились.
Вместе с тем, археологические исследования городов туркестанского оазиса говорят о профессиональном характере гончарного ремесла в средневековье. Местная посуда покрывала потребности внутреннего рынка и частично вывозилась на экспорт.
В этот период еще жива традиция изготовления керамической посуды для особых торжественных случаев в семье и общине, путем ее заказа у опытного мастера. Тому пример и название одного вида посуды – той ляген (ляган), которое изготовлялась исключительно по заказу для торжественного случая, например – рождение ребенка.
Кроме поливных изделий, мастера изготовляли санитарно-гигиенические изделия – ташнау, элементы традиционной гидротехнической системы – кяризы, а в более ранний срок и мелкие ритуальные изделия – фигуры божеств, животных и т.д.
Искусные гончары, как и представители других ремесел традиционно пользовались большим уважением и почетом у населения. Постепенно к ХХ веку исконные традиции гончарного дела практически перестали существовать, а многие технологии сегодня считаются утерянными.
С развитием профессионального художественного образования стал создаваться новый вид искусства — «национальное по форме», но социалистическое по содержанию. Что негативно отразилось на исконной традиции, которая практически исчезла в кон. XIX – нач. ХХ вв.
В настоящее время наблюдается стремление мастеров к возрождению традиционного гончарного ремесла. Именитые представители «национальной» школы керамики Марат Сарсебаев, Алиаскар Мусаев, Абай Рыспаев, Олжабай Шолахов вдохновенно его возрождают. У каждого из этих гончаров есть ученики, с которыми они щедро делятся опытом.
Красновато-желтые лощеные кувшины, горшки, подсвечники, фольклорные образы малой пластики, выполненные мастерами, отличаются тонким вкусом и новыми ритмическими и тектоническими вариантами традиционных форм и декора. Однако, многие технологии изготовления гончарных изделий претерпели значительную трансформацию.
Большой вклад в возрождение и популяризацию гончарного ремесла вносит известный шымкентский мастер Кендыбай Карабдолов. Много лет назад мастер создал «Этномузей-Кылует». В структуру музея входят подземная мечеть, которая находится под землей на глубине семи метров, гончарная мастерская, постоянно действующая выставка керамики, музыкальных инструментов и помещение для этнографических концертов.
К. Кабдолов активно участвует в археологических экспедициях в раскопках городища Отрар, в которых он изучает старинные образцы и стремится к воссозданию аутентичных форм. Свою миссию мастер видит не только в возрождении традиционной керамики, но в передаче знаний и опыта подрастающей молодежи.
Сегодня его музей является местом активной и насыщенной культурной жизни, его посещают школьники, студенты, ученые и просто любители старины, а также туристы. Мастеру активно помогает его сын, начинающий, но уже делающий уверенные шаги в гончарном деле мастер – Ерболат Кендыбайулы.
Среди ярких носителей традиционного гончарного искусства выделяется уникальный туркестанский мастер – Абай Рыспаев. Особенность его творчества – создание керамических изделий по традиционной технологии и старинным образцам. Мастер использует исключительно местную глину, которая считается самой лучшей и пластичной. Собирает ее мастер ранней весной на дне реки Арысь, впоследствии глина долго обрабатывается по старинной технологии. Продукция Абая Рыспаева за подлинность и высокий уровень исполнения отмечена Знаком качества ЮНЕСКО.
В круг деятельности гончаров, помимо отмеченных входит и изготовление традиционных музыкальных инструментов из глины: сазсырнай, үскірік и тастауық. Это духовые инструменты (тип свирели). Сазсырнай имеет яйцевидную форму и в длину составляет 12-15 см, а диаметре – 9-10 см. Инструмент имеет шесть отверстий разной величины: с одной стороны, пять и с другой – одно. На торце имеется еще одно отверстие, куда дует музыкант. При всей простоте конструкции инструмент способен «изобразить» дуновение легкого степного ветерка, топот копыт лошадей, плеск воды и тихий шелест травы. Специалисты считают, что сазсырнай обладает светлым тембром, у него нежный и необычный звук.
Үскірік и тастауық также лепились из глины. Их специалисты называют родственными сазсырнаю и инструментами-подражалками, которые могут имитировать голоса птиц, крики животных, а также воспроизводить природные явления: вой вьюги, бурана и ветра.
После долгого забвения сазсырнай сейчас переживает определенное возрождение, все больше и больше молодых исполнителей стремятся овладеть им. Правда, мастеров, их изготавливающих не так много. Среди них: Жайлау Таласов (станция Сагиз), Кендыбай Карабдалов, Газиз Жумабеков и другие.
Один из молодых мастеров и музыкантов, активно занимающийся популяризацией и продвижением традиционного искусства изготовления и игры на глиняных музыкальных инструментах жезказганский мастер Азамат Бақия. В его частной коллекции собрано более 1500 старинных образцов музыкальных инструментов.
На данный момент в Казахстане осуществляется профессиональное обучение искусству керамики на базе нескольких высших учебных заведений и колледжей. Многие художники и мастера стремятся к синтезу старого и нового, привлекая разнообразный художественный опыт других культур. Сегодня гончарное искусство как таковое становится не только превосходным способом приобщения к красоте, но и действенным методом арт-терапии. Однако, это совсем другой ракурс.
Наш же фокус все-таки традиционное гончарное дело Южного Казахстана, которое при недолжном внимании может уже скоро уйти в небытие и остаться лишь на страницах публикаций. Поэтому казахстанское традиционное гончарное ремесло квалифицируется как требующий срочной охраны элемент НКН.