В основном птицы связаны с женским началом, воплощают космический дух, часто выступают в роли демиурга. Прослеживается связь с представлениями о душе в виде птицы, которое характерно для культур Египта, Двуречья, Греции, Китая и Сибири, в Южной Америке и др. Казахский фольклор также богат свидетельствами о душе-птице (обычно обращены к акынам, певцам). Широко распространены представления о птицах как о первопредках, тотемах племени, рода. Значительна роль птиц в ритуалах и обрядах.
Сам узор и его производные в казахской культуре считаются мощным оберегами. В традиционной культуре перстень с названием «құсмұрын» носился только в девичестве, а перья филина (үкі) нашивались на головные уборы девушек, детей, салов-серы и служили в качестве амулетов, навешиваемых на домбру, колыбель и т.д.
Орнаментом «құстаңдай» исключительно декорировали одежду ораторов (шешен, би) и акынов, что символизировало голосистость.
В тюркской культуре гуси и лебеди часто отождествлялись, символизируя верность, преданность и любовь. Орнамент «қаз мойын» представляет собой горизонтально оформленную S – образную фигуру, им декорировались сундуки, предназначенные для приданого невесты. Лебеди, как и все водоплавающие в тюркской мифологии, относились одновременно к двум мирам: Верхнему и Нижнему. Во многих мифах древнетюркская богиня Умай предстает в виде образа девушки-лебедя. Лебедь могла быть тотемом шамана-баксы и сал-серы.