Главная/ Знаки и символы казахского искусства / Юрта как семиотическое пространство /Сундук
Назад

 Сундук

 
 

Особое место в интерьере юрты занимал «сандық» (сундук).
 

По мнению Ш.Ж. Тохтабаевой, любые емкости, включая сундук «осмысливались как полости, относимые к женской ипостаси» [6, с. 265]. Это подчеркивается и в родильной обрядности казахов: при первых схватках было принято открывать сундуки, чтобы роды были легкими.
 

Сундуки разного размера вкупе с постельным бельем (жүк) устанавливались на самом почетном в юрте – төр. Они – обязательный элемент приданного казахской невесты, в которые собиралось ее приданное  задолго до свадьбы. Свадебный сундук фигурирует в обрядах многих народов. Например, в Мордве существовал обряд укладки сундука, который вначале очищали от «нечистой силы» свечой, солью и т.д., а затем на дно клали деньги, еду, посуду – «чтобы сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». Аналогичные функции выполнял свадебный сундук у славян. Русские свадебные сундуки, по мнению Н.Н. Гончаровой [1], расписывались определенными живописными символами-текстами, отражающими притчевые или назидательные сюжеты, фольклорной архаики, библейские сюжеты, сюжеты с использованием «символов и эмблем», растительные орнаменты и др. Сундук казахской невесты является «ключевым» в обряде «сандык ашар» (открытие сундука), который предполагает демонстрацию приданного невесты с обязательной раздачей отрезов ткани – жыртыс, присутствующим женщинам. Здесь жыртыс символизирует приобщение к торжественному событию с целью его осуществления в каждой семье.
 

У казахов сундуки изготавливались разных размеров в зависимости от предназначения. Практически до современности казашки хранили в своих сундуках отрезы дорогих тканей, парадную одежду, серебро и другие дорогие вещи. Показателем сакрального характера сундука является традиционное благославление: «Сандық күміске толаберсін!» («Пусть твой сундук  наполняется серебром!»), что символизировало благополучие и достаток, а также значимую семейную реликвию. Сундук выступал и «хранителем» некой силы (положительной или отрицательной). Фольклор тюркских народов демонстрирует различные примеры: в одной из версий героического эпоса «Нарты» встречаются сведения о том, что меч циклопа (эмегена) хранится в черном сундуке, а в других эпосах — мотивы с золотым сундуком, где хранится книга судьбы.

Шайгозова Ж.Н., Наурзбаева А. Б.
Краткая энциклопедия знаков и символов казахской культуры.
Алматы: КазНИИК, 2023.
Скачать
.