Этот головной убор относят к самому архаичному периоду его бытования на территории Казахстана, что подтверждается археологическим открытием иссыкского «Золотого человека». Как неотъемлемый атрибут ритуального свадебного костюма девушки, он преподносился ее отцом в дар и составлял важную часть приданного невесты. Саукеле символ переходности статуса невесты.
Конусообразная форма саукеле с пришивной богато украшенной затылочной лопастью символизировала Мировую гору, модель мироздания, объединяющую Верхний, Срединный и Нижний миры. Композиция декора саукеле, который в каждом случае уникален и неповторим, была сообразна устойчивым символам и представляет определенную семиосферу. Чаще всего встречаются орнаменты-символы «священное древо жизни», «бараньи рога» и др. Также на головной убор нашивались серебряные или позолоченные подвески и накладки всевозможного вида и формы: серебро, по представлению казахов, обладает защитной силой, а такие «участники» декоративной композиции — коралл, жемчуг, сердолик и др. камни оберегали хозяйку от порчи, сглаза, бельма и т.д.
Древние саукеле, хранящиеся в различных музеях мира, считаются уникальными произведениями искусства, которые изготовлялись искусными мастерами в течение года. Сам головной убор девушка, начиная со свадебного ритуала, могла носить до рождения первенца, а в дальнейшем он передавался от поколения в поколение и хранился как семейная реликвия.