Саз (глина) наделена сакральным свойством в тюркской натурфилософии. Ее свойства известны человечеству с древнейших времен. В мировой культуре именно глина стала первым материалом для изображения божеств, изготовления посуды и другой утвари, а также в строительстве первых рукотворных жилищ. Представления о сотворении Богом человека из глины встречаются во многих культура мира. В Шумере (IV-III тысячелетия до н. э.) верили в могущественного бога вод Энки: он придумал, как создать человека, а богиня Нинмах и богини рождения лепили из глины не только человека, но и его судьбу. Древнеегипетский бог плодородия Хнум создал человека из глины на гончарном круге. Тюркская культура в ряду представлений о сотворении человека из глины имеет свою сюжетную специфику. Тело человека состоит из глины, кровь из воды, легкие из атмосферы, тепло из огня: тенгрианские эзотерики трактовали глину как плотную форму огня.
Феномен ремесленничества любой традиционной культуры хранит мифопоэтику космического сюжета сотворения тела человека из глины и проецируется на земное пространство: в процессе создания какого-либо глиняного предмета, символически воссоздается акт Творения, где ремесленник выступает в роли Творца.